Меморандум за мирокультурную стратегию современного дошкольного воспитания

Конференция Российского детского фонда, выражая серьёзную обеспокоенность за судьбу юного поколения в условиях глобализации экстремистско-террористических угроз, поддерживает положение о приоритетной важности дошкольного воспитания в условиях формирования глобального инновационного общества, заявленного Санкт-Петербургским саммитом "Группы восьми".

В 1998 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2001-2010 годов Международным десятилетием культуры мира ненасилия в интересах детей планеты. Прошедшее пятилетие подтвердило актуальность данной масштабной акции: тенденции радикализации массовых настроений в мире, роста национального и религиозного экстремизма затрагивают становление юных поколений, влияют на их неокрепшее мировоззрение и психику, делают детей заложниками конфронтации взрослых.

В этих условиях необходим адекватный ответ, суть которого - защитить детей планеты от экстремизма, научить их жить на принципах культуры мира и толерантности.

Собравшееся в Москве сообщество детских фондов выступает за миро-культурную стратегию современного дошкольного воспитания.

Реализация этой задачи - дело, прежде всего, старших поколений: государственных и общественных деятелей, представителей образования, культуры и науки, бизнес сообщества.

Необходимо учитывать новые реалии: сегодняшние процессы в сфере образования и воспитания должны осуществляться с учетом новых реалий, суть которых - эпоха глобализации, открытость современного российского общества, рост экстремизма.

Первый фактор означает углубляющуюся взаимоинтеграцию, прежде всего в экономической и общественной сферах. Второй связан с тем, что впервые в своей истории отечественное общество существует в условиях плюрализма и открытости по отношению к всевозможным информационным и идеологическим потокам, оказывающим, в том числе, негативное воздействие на общественное сознание. Третий фактор - глобализация экстремизма, крайние формы которого порождают терроризм.

В этих условиях наиболее уязвимая часть общества - дети, юное поколение страны, что обязывает все социальные институты, ответственные за их воспитание и обучение, корреспондировать свои действия с наличием триады фундаментальных факторов "глобализация - открытость - экстремизм".

Важно выделить главное направление: имеющая многовековые традиции, сфера воспитания и образования постоянно адаптируется, в той или иной степени, к реалиям политической, экономической, социальной и духовной жизни.

Вместе с тем, на отдельных этапах истории данная адаптация носит динамичный, прорывной характер, что обуславливается существенными социально-экономическими изменениями и потребностями.

С учетом фундаментальных факторов современной эпохи (глобализация -открытость - экстремизм) возникает глубокая необходимость концентрации воспитательно-образовательных усилий на одном из главных направлений -формировании у детей и юношества мировоззренческой устойчивости, означающей выработку у подрастающего поколения нравственно-мировоззренческого иммунитета, прежде всего от радикально-экстремистского влияния.

Именно данный путь представляется наиболее эффективным в деле решения актуальной стратегической задачи ограждения детства от бацилл мировоззренческой болезни экстремизма.

Необходимо придерживаться мирокультурного вектора: важнейшая проблема на пути формирования у несовершеннолетних мировоззренческой устойчивости (мировоззренческо-нравственного иммунитета) - наличие необходимой для этого концептуально-содержательной базы, воззренческого фундамента.

Таковыми в сегодняшних условиях выступают провозглашенные ООН и ЮНЕСКО универсальные гражданские идеалы и принципы культуры мира и толерантности - результат многолетней и целенаправленной деятельности мировой интеллектуальной элиты, за которые проголосовали абсолютное большинство представителей государств-членов ООН и ЮНЕСКО.

Важно переходить от деклараций к технологиям: достижение мировоззренческой устойчивости в современных условиях расширения информационно-коммуникационных потоков - результат, прежде всего, применения мировоззренческих технологий формирования мирокультурно-толерантного сознания.

Такой подход обосновывает утверждение в воспитательно-образовательных процессах актуального концепт-принципа "От мирокультур-ных деклараций - к мирокультурным технологиям".

Активное включение в процессы воспитания и образования мировоззрен-ческо-мирокультурных технологий - адекватный ответ на технологизацию многих сфер жизнедеятельности человека и человечества в эпоху глобализации.

Учитывая исключительную важность для безопасного развития цивилизации надежной защиты поколений от разрушительного влияния экстремизма, Российский детский фонд считает необходимым разработать и осуществить комплекс мер на глобальном, региональных и национальных уровнях по реализации положения о приоритетной важности дошкольного воспитания в условиях формирования глобального инновационного общества, заявленного Санкт-Петербургским саммитом "Группы восьми".

Сообщество детских фондов готово представить в Администрацию Председательствующего в "Группе восьми" Президента Российской Федерации, а также в ООН и ЮНЕСКО Концепцию транснационального проекта "Дошкольник XXI века" в рамках объявленных ООН Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 гг.), Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2015 г.г.), на основании принципов Хартии Кёльнского саммита "Группы восьми" "Цели и задачи обучения в течение всей жизни".

Важно разработать и осуществить комплекс мер по реализации положения о приоритетной важности дошкольного воспитания, заявленного Санкт-Петербургским саммитом "Группы восьми", подготовить концепцию Транснационального проекта "Дошкольник XXI века" в рамках объявленных ООН Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 г.г.), Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2015 г.г.), на основе принципов Хартии Кёльнского саммита "группы восьми" "Цели и задачи обучения в течение всей жизни".

Уверены в том, что работа по формированию и реализации транснационального проекта "Дошкольник XXI века" даст стимул консолидировать усилия государственных и общественных организаций, структур бизнес-сообщества в воспитании подрастающих поколений, как достойных граждан своих стран, способных решать стоящие перед ними задачи и проблемы, адекватно отвечать на вызовы и угрозы эпохи глобализации.

Меморандум
принят 10 октября 2006 года
Участниками Конференции
Российского детского фонда